МБОУ СОШ № 3
п. Переволоцкий ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Цифровая образовательная среда

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

         ЦОС - это далеко не простой переход от традиционного очного обучения к дистанционному. Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
Такой шаг должен сделать образование более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. Последнего показателя планируется достичь за счет внедрения современных технологий. К ним относится: высокоскоростной интернет, сервисы мгновенного обмена сообщениями и анализа массивов больших данных, а также технологий VR.

      Цель: создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней

         Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Информационно-образовательная среда обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. В ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» представлено следующее описание компонентов ИОС: 

  • электронные информационные ресурсы, 
  • электронные образовательные ресурсы, 
  • совокупность информационных технологий,
  • телекоммуникационных технологий,
  • соответствующих технологических средств.

Статья 26 федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, определяет состав ИОС следующим образом:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в т. ч. цифровых образовательных ресурсов;
  • совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Технологические средства - это компьютеры, информационное оборудование, коммуникационные каналы, система педагогических технологий, обеспечивающих обучение в ИОС. В тексте ФГОС среднего общего образования (ст. 26 и 27) приведены не требования к ИОС, а общая концепция. Это дает определенную свободу в формировании ИОС, но может привести к расхождениям в уровне информационной поддержки образовательного процесса в различных образовательных организациях (далее - ОО).

Функции ЦОС

Можно выделить следующие функции, реализуемые ЦОС:

  • дидактические - хранение и агрегация учебного содержания (контента);
  • организационно-управленческие - администрирование деятельности ОО в целом;
  • вспомогательные – не второстепенные функции, а «иное» (то, что не вошло в первые две группы).

Дидактические функции реализуются, как правило, следующими системами:

  • система управления обучением (Learning Management System, LMS);
  • система управления содержанием обучения (Learning Content Management System, LCMS).

Помимо функций работы с контентом, к дидактическим функциям можно отнести еще системы поддержки обучения, системы помощи в процессе познания, системы, повышающие мотивацию к обучению за счет применения интерактивного подхода или иных современных технологий.

Организационно-управленческие функции включают в себя задачи управления образовательным процессом и администрирования ОО как юридического лица. Это функции ресурсного, кадрового, система мониторинга эффективности, документооборот, работа с контингентом и проч. 

К вспомогательным функциям следует отнести, например, дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, хранилище данных, серверы авторизации и контроля доступа к ресурсам.

Направления развития ЦОС для эффективного функционирования

Выделяют следующие направления развития:

  • разработка нового содержания (контента);
  • разработка (адаптация) новых методик преподавания предметов;
  • развитие инфраструктуры;
  • организационные меры (кадры, управленческие решения, показатели эффективности и прочее).


Модель ЦОС

Внешние структуры ЦОС

Порталы электронного правительства и государственного управления

  1. Портал государственных услуг
  2. Порталы государственных закупок
  3. Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях
  4. Сервисы и услуги ФНС
  5. Информационный портал подключения к ФИС ФРДО и ФИС ГИА и защиты передачи данных
  6. Сервисы ПФР
  7. АИС "Контингент"

Региональные и муниципальные электронные системы

  1. РИС ООДООО
  2. АИС ГМУСО

Системы электронного документооборота

  1. СБИС

Внутренние структуры ЦОС

  1. Система обращений граждан на базе официального сайта школы
  2. Система онлайн записи на прием к директору
  3. Многоуровневая локальная сеть с разграничением доступа
  4. Беседы Viber
  5. Команда совместной работы в Microsoft Teams
  6. Виртуальный Методический кабинет школы (включая автоматизированную систему анализа посещения уроков, портал мониторинга)
  7. Репозиторий электронных учебников и учебных пособий

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Фотогалерея

Персональные данные, размещенные на сайте, размещены с согласия субъекта персональных данных. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта.